Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Погода

Четверг, 02.05.2024, 04:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя географии
Главная | Регистрация | Вход
Активные формы оценки и контроля географической грамотности учащихся в достижении качества образован


Современная система оценки уже давно не 5-бальная. Среда, в которую входят ученик, учитель, родители, одноклассники и другое окружение, рефлексирующее на оценку, давно уже воспринимает «5» и «4» как действительно некоторые позитивные оценки деятельности, «3» - как формальный ноль (средняя оценка), «2» и «1» - как оценки отрицательных характеристик. 5-бальная система выросла из абсолютно качественной системы оценки (отлично, хорошо и т.д.). Простота такой системы очевидна. Качественная основа системы позволяет существовать оценке без жестких целевых установок, системы эталонов и критериев. Приоритеты оценивания должны отвечать возрастным особенностям и требованиям образовательных и воспитательных ценностей на каждом уровне процесса обучения. Статистика регулярно получаемых оценок формирует для ученика общественный оценочный ярлык (двоечник, троечник и т.д.). В эксплуатацию данного ярлыка вовлечены и учителя, и дети, и родители а, в конечном счете, и сам носитель.

Существуют различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников. Привычная система оценки, когда результаты учеников сравнивают между собой и существующим (общепринятым) нормативом, не учитывает личностный рост каждого ребёнка. Она не стимулирует стремление к развитию. Для получения желанного результата на ЕГЭ нет необходимости решить верно все задания предложенного теста. Такая система оценки получила в дидактике название накопительной (или кумулятивной). Более привычной является вычитательная система оценки. Выполнил правильно все задания – получай максимальный балл («пятерку»). Выполнил не все – из «пятерки» вычитается соответствующее количество баллов. «Плюсы» и «минусы» накопительной и вычитательной систем взаимно дополняют друг друга и могут взаимно компенсироваться. В листах открытого учёта знаний В.Ф.Шаталова ручкой выставлялись только «пятёрки», остальные вписывались карандашом, и их можно было исправить. Это идея оказалась новаторской, так как практиковалась и практикуется оценка, которую нельзя изменить. Такая оценка становится причиной нежелания доучивать то, что когда-то давно было сделано на «государственную троечку». Но задача школы – стимулировать учение, а не отбивать от него охоту.

Оценку можно разделить на обязательную и добровольную. Разница между ними состоит в том, что результаты добровольного испытания учащийся может проигнорировать или скрыть от других. Он сам решает, будет эта оценка влиять на его судьбу или нет. Обязательная оценка неизбежна. Она непременно известна многим, а значит, известен и триумф или позор, связанный с ней. Изучение процесса оценивания деятельности учащихся в школе показывает, что отсутствуют четкие, научно выверенные положения, которыми могли бы руководствоваться педагоги. Чаще всего педагоги в своей деятельности по оцениванию деятельности учащихся исходят из своих интуитивных представлений. Выявленные проблемы можно свести к следующим:

1) Тенденциозность. Отметки зависят от отношения учителя к ученику. Если отношение позитивное, то отметки объективные или завышенные, если отношение негативное, то отметки занижаются.

2)    Наблюдается жесткость оценок учителей авторитарного стиля руководства. Эти учителя занижают оценки учащихся, у них трудно получить высокие оценки и отметки.

3)    Ошибки великодушия. Есть педагоги, которые завышают оценки. У таких педагогов легко получить высокую отметку, в результате чего дети не проявляют особую старательность по предмету. Это приводит к тому, что они недостаточно развиваются на данном предмете.

4)    Ошибки центральной тенденции. Педагог не решается ставить крайних отметок, особенно учащимся, которых не совсем хорошо знает. Отметки выставляются в диапазоне три-четыре.

5)    Логические ошибки. Преподаватель оценивает ответ в соответствии со своей логикой. Если логика ответа учащегося правильная, но расходится с логикой учителя, то ответ оценивается ниже.

6)         Состояние учащихся. Отметка зависит от умения учащихся владеть собой в ситуации опроса: у учащихся со слабой нервной системой ошибки в контрольных работах встречаются чаще, чем в тренировочных работах.

7)         Отсроченность отметки. Отметки выставляются в дневник отсроченно. Это может быть в конце недели или даже через две недели. Таким образом, дневник превращается в «кладбище отметок». Такой подход не стимулирует ребенка к занятиям данным предметом.

8)    Объявление оценок. Дискутируется и проблема объявления оценок учащимся. Объявление отрицательных отметок перед всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение как учащихся к отвечающему, так и самого отвечающего к классу.

9)    «Счетоводный подход». Отметка выставляется в зависимости от того, сколько примеров из заданного количества решил ученик, сколько сделалошибок в сочинении. При одинаковом подходе ко всем учащимся выявление уровня успешности «счетоводным» путем приводит к игнорированию продвижения школьников и его достижений относительно прежнего уровня.

10)  Порядок сдачи работы. Одна из проблем во время письменной контрольной работы — это порядок сдачи учениками своих тетрадей. Есть ученики, которые быстро решают задания. Они сдают тетради и в этот момент ученики с повышенной эмоциональной неустойчивостью начинают нервничать, спешить, это снижает успешность их деятельности.

11)  Среднеарифметический подход. Вызывает возражение среднеарифметический подход к выставлению четвертной и годовой отметки. Двойка в начале четверти может существенно повлиять на итоговую отметку за четверть. Но вполне возможно, что этот материал вошел в следующие темы и был усвоен учеником. Очень часто у учителей отсутствует понимание, как поступать в ситуации, когда средняя арифметическая получается 2,5 или 3,5 или 4,5.

12)  Отметки влияют на взаимоотношения родителей и учащихся. Плохие отметки ухудшают отношения родителей с детьми. В результате дети стараются не сообщать плохие отметки своим родителям, не желай их расстраивать. Дети не сообщают своих отметок, стараясь избежать наказаний.

13)  Критерии оценки. Нет однозначности, конкретности и четкости в их перечне и в их использовании.

14)  Прогностические возможности. Оценивание может определить уровень усвоения материала в данный момент. Он не может оценить способности учащихся. Успешность дальнейшей жизнедеятельности человека в очень большой степени определяется его мотивацией, умениями преодолевать препятствия.

В школе нет общепринятого подхода к перечню критериев оценок. Отметка должна складываться из результатов оценивания знаний, умений учащихся по следующим критериям: объем воспроизводимого учебного материала, понимание этого материала, старательности учеников во время работы над материалам,оформления письменной работы, если это письменный вариант контроля.

Рассматривая процесс оценивания деятельности учащихся, уместно поставить вопрос, а каковы же его основные функции. Можно выделить следующие функции оценивания деятельности учащихся:

1)         Диагностическая функция: усвоение учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания. Методики контроля должны соответствовать:Валидности измерения (насколько метод контроля измеряет то, что он должен измерять).Точность измерения(насколько результаты измерения соответствуют тому уровню измеряемого качества, который подвергается испытанию).Надежность измерения (насколько результаты измерения точно повторяются при повторных измерениях).

2)    Обучающая функция: прирост знаний, умений, навыков.

3)    Развивающая функция: прирост психических операций в определенных психических процессах.

4)    Воспитывающая функция: процесс принятия, стабилизации, устойчивости изучаемого учебного материала, норм проведения контроля, насколько у учащихся формируются устойчивые отношения, поведение.

5)    Стимулирующая функция: ученики готовятся к каждому уроку, они активны во время опроса, формируется мотивация для занятий данным предметом.

6)         Корректирующая функция: процесс оценивания должен исправлять, поправлять поведение ученика и учителя, если их поведение не соответствует требованиям учебного процесса.

Основным требованием оценивания является реализация всех функций контроля.

Основа контроля — тщательно переработанный учебный материал. Контролируется материал, который изучался в классе или дома. Вопрос должен содержать одну мысль, четко соотнесен с понятием или проблемой. Он должен быть однозначен, ясен и конкретен. Отсюда следует, что ответ должен быть один, а не несколько.Для того чтобы обучающая функция реализовывалась, необходимо ребенку дать как можно быстрее обратную связь: показать, что сделано правильно, а где есть неточности.Во время опроса должно быть развитие речи, памяти, логического, критического, креативного, интуитивного мышления. Желательно, чтобы у учащегося развивались основные личностные блоки: сотрудничество, законопослушание, позитивная Я-концепция, старательность, ответственность.Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом. Процесс оценивания тогда соответствует всем требованиям, когда он создает условия для коррекции педагогом своей деятельности. На основании результатов опроса педагог принимает решение о том, есть ли необходимость изменять свою деятельность.

Современные тенденции развития системы образования ставят перед оценочной системой несколько ключевых задач:

1.    Высокий уровень объективности оценивания.

2.    Отражение не просто разовых результатов, но определение тенденций развития конкретного ученика.

3.    Повышение мотивационной составляющей оценки и снятие эмоционального негатива с оценки (особенно в младшей и средней школе).

4.    Изменение случайного характера оценки на плановый, порождение стремления к постоянному учебному труду.

5.    Наглядность процесса оценивания (для ученика и родителей в первую очередь).

6.    Оценка успехов учеником относительно эталона, предыдущих результатов, результатов товарищей

7.    Простота и понятность для учителя, ученика и родителя процесса ввода, хранения и многопрофильного анализа оценочного материала, достаточность для проведения аналитических мероприятий

Без оценочной системы человеку не обойтись. При отсутствии внешнего оценивания человек будет переходить к самооценке. При отсутствии объективной системы оценивания, будет пользоваться субъективной. Оценивание неотвратимо и образовательный процесс, как многоуровневая система развития человека, не может и не откажется от оценивания. Наиболее важным является определение местоположения ученика в некоторой системе развития, для чего приоритетными являются:

  Сравнение учащегося со своим собственным (предыдущим) результатом.

  Сравнение с аналогичными параметрами другого человека.

  Сравнение с объективным эталоном.

Цели оценивания можно определить как:

  Создание обратной связи в системе ученик - учебный процесс.

  Определение статических характеристик ученика (оценивание и сравнение на уровне отдельно выполненного задания).

  Определение динамических характеристик ученика (тенденции, причинно-следственные связи, прогнозирование перспектив обучения и т.д.)

  Поощрение и наказание ученика (мотивационно - воспитательная цель).

Можно выделить три глобальные системы оценивания:

  Предметные и научные области.

  Различные аспекты социализации личности (от бытовых навыков до ценностных установок и поведенческих стереотипов).

  Различные проявления фенотипа (психические функции, физическая и физиологическая функции и т.д.).

Оценивание – явление многомерное. Оценка может быть и целью и средством. Она отображает принципиально разные свойства принципиально различных частей учебного процесса. Объективность оценки – максимальное удовлетворение всем аспектам целеполагания.

продолжение


Copyright MyCorp © 2024