Одно из направлений модернизации системы образования – улучшение качества подготовки педагогических кадров. В условиях современной школы наряду с глубокими знаниями в области педагогики, психологии и преподаваемого предмета учителя должны обязательно овладевать современной информационной культурой. Перспективным средством формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей является организация работы в Интернете в форме сетевого взаимодействия педагогов. Участниками сетевого взаимодействия могут быть педагоги, учащиеся, родители и др. субъекты педагогического процесса.
Целью деятельности сетевого педагогического
сообщества является освоение актуального для российского образования и
личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей
отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе
совместной деятельности. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических
сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения
и совместного редактирования информации в сети Интернет.
Сегодня
мы наблюдаем активное использование социальных сетей в обучении школьников и
повышении квалификации педагогов (программные сервисы, площадки для взаимодействия
людей в группах). Этому способствуют потенциальные возможности, которые позволяют
любому желающему создавать свое интернет-сообщество, вступать в уже существующие.
Социальные сети имеют инструменты для поиска единомышленников, установления
контактов, обмена информацией – текстами, фото, видео и т.д. Число педагогов,
активных участников сетевых образовательных сообществ растет, поскольку
именно в сетевом профессиональном взаимодействии актуализируется
потенциал среды. Образовательная деятельность в сетевых образовательных сообществах
носит рефлексивный характер, целью и конечным результатом которой является
овладение способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными
умениями, которые входят в интеллектуальный аппарат личности и применяются в
процессе самостоятельных поисков и открытий. В современном образовании уровень
специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией
личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели
будущей деятельности, жизненной ситуации являются определяющим при оценке
качества обучения. Поэтому повышение качества образования, адекватное современным
требованиям, зафиксированным в ФГОС-2, рассматривается в контексте проектной сетевой
деятельности педагогов и обучающихся. Деятельность в открытых образовательных
сообществах позволяет педагогам и школьникам реализовывать свои потребности:
- в сотрудничестве, находя
единомышленников;
- в аффилитации, т.к. есть возможность
найти референтноую группу, принять ее ценности, определить свое место в данной
группе;
- в самоутверждении через разнообразную
деятельность;
- в коммуникации, т.к. социальные
сервисы обладают интерактивностью.
В
образовательном сообществе учитель или группа учителей (учителя часто разделены
пространством, находясь в разных школах, регионах) могут инициировать свой сетевой
проект, тренинг, семинар или принять участие в предлагаемых. Такой подход
позволяет опытным участникам реализовать задуманное, а новичкам получить опыт
обучения в сотрудничестве в социальной сети.
Взаимодействуя в сетевых образовательных сообществах,
учителя-предметники не просто знакомятся, а осваивают новые обучающие среды,
механизмы создания таких сред и осознают, воспринимают, педагогическую
целесообразность, возможности для обучения. В результате меняется структура
учебного информационного взаимодействия. В проектной сетевой деятельности такое
взаимодействие принимает поливариантный характер, где на ряду с вертикальными
отношениями «учитель – ученик» все большее значение придают горизонтальным
коммуникационным связям «учитель – ученики», «ученик – группа учеников»,
«учитель – ученик». Обучение включается в контекст широкого социального
взаимодействия, которое обогащено возможностями современных сервисов Интернет.
К таким возможностям следует отнести гибкую организацию диалога, включение в
дискуссии, организацию коммуникаций на основе не только текстов, но и
материалов мультимедийного характера, средств обратной связи, организацию
взаимодействия не только в виде обмена мнениями и фактами, но и совместной
координации деятельности, сотрудничества, слияние усилий в достижении общих
целей, расширение поля возможных взаимодействий.
Особенности реализации взаимодействия в сетевой
социальной среде таковы, что появляется возможность вести речь о создании
специфической коммуникационной среды, собственного мира участников
деятельности, где существуют условия самопрезентации и творческой реализации,
проигрывания ролей и моделей реальности, свободного выбора и самоопределения,
что позволяет повысить качество образования школьников.
В настоящее время можно говорить о примерно двух
десятках относительно успешных Интернет-площадках, являющихся, по сути, уже
сложившимися сетевыми педагогическими сообществами. Эти проекты весьма серьезно
различаются по стилю и методам работы, по целевым установкам, иногда – по
аудитории...
Особый интерес приобретает опыт работы сообществ портала
«Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/),
который отличается от аналогичных проектов как более широким охватом работников
образования, так и изначальной ориентацией учительских сообществ на совместное
творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные
технологии в своей работе. На портале осуществляется активный обмен опытом, как
между педагогами разных регионов России, так и вне; создаются механизмы открытой
профессиональной экспертизы педагогического опыта учителя; обеспечивается вхождение российских учителей
и школ в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность
педагогических процессов на основе использования ИКТ.
Проект «Открытый класс (http://www.openclass.ru/)
создан Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) в рамках государственного
контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети,
ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего
образования». Здесь можно найти ЦОРы; документы Министерства образования;
планы-конспекты уроков коллег из других школ, городов и регионов; увидеть их
мастер-классы; пройти дистанционное обучение, а так же представить к экспертизе
свои материалы или просто поделиться своими наработками и конечно пообщаться в
сообществе.
Школьный портал «ПроШколу.ру» (http://www.proshkolu.ru/).
Портал содержит большое количество информации предлагаемой педагогами разных
уголков России в виде планов-конспектов уроков, внеклассных мероприятий. Здесь
можно найти конкурсы для учеников и учителей; вступить в клубы по интересам и
предметам; в разделе «библиотека» огромное количество информации
научно-популярной, учебной, художественной; в разделе «источник знаний»
размещены методические рекомендации для проведения различных мероприятий. На странице своей школы (а также на своей
личной странице) можно бесплатно размещать любые материалы. Можно знакомиться с
авторами интересных материалов, учителями и учениками. Удобная система общения
с функциями обмена новостями и файлами поможет быть в курсе всех интересных
событий.
Сайт К-уроку.ru учителям, школьникам, студентам, родителям(http://www.k-yroky.ru/) создан для помощи и
обмена опытом, как молодым начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. У
каждого педагога есть свои «изюминки», которыми он может не только поделиться с
другими, обменяться материалами с коллегами, но и оставить комментарии к другим
работам.
Всероссийский интернет-педсовет Педсовет.org (http://pedsovet.org/).
Предлагает: консультации, медиатеку (возможность публикации своих материалов),
видео, форумы, блоги, семинары, конкурсы и многое другое. В разделе «календарь»
можно найти все мероприятия, проводимые на портале и стать участником
мероприятия или обсудить проблемы, возникающие в сообществе.
Проект "Мир конкурсов" (http://www.mir-konkursov.ru/)
является одним из лидеров в сфере организации и проведения дистанционных
интеллектуальных и творческих состязаний на территории России и стран ближнего
зарубежья. Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать
мероприятие, как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников.
Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие
мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни
их родителей. Задания конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома.
Победители и участники получают дипломы и грамоты для пополнения своего
портфолио достижений. Все педагоги получат благодарности.
Портал МИНОБР.ОРГ (http://www.minobr.org/) это: множество
разнообразных конкурсов для школьников от начальных классов до старшеклассников,
всероссийские дистанционные олимпиады по предметам, марафоны, фестивали; возможность
для педагога стать организатором всероссийского мероприятия, возможность родителям
и школьникам получить советы психолога, педагога, узнать профессиональное
мнение по тому или иному вопросу. Возможность выиграть грант на обучение в ВУЗе.
Портал Завуч.Инфо (http://www.zavuch.info/) предоставляет
возможность публикаций материалов, доступ в методическую библиотеку, форум,
педагогическую ярмарку, телеканал, сообщества педагогов.
Дети-66.ру. Портал предназначен для детей, родителей и
педагогов. Здесь обсуждаются вопросы воспитания, образования и творчества
детей.
Продленка. Целью портала является информационная поддержка и
возможность педагогам обмениваться опытом, размещать свои материалы,
разработки, статьи, творческие «порывы», школьникам – повышать свой уровень
знаний, участвуя во всероссийских конкурсах, олимпиадах, научных конференциях,
размещать свои творческие и исследовательские работы, родителям – узнать много
нового и полезного для воспитания своих детей
Педагогические сообщества развиваются в социальных сетях,
например группы вконтакте (vkontakte.ru), где происходит общение, обмен материалами не только с коллегами, но и учащимися и их
родителями. Активности сетевого взаимодействия способствует сайт педагога или
страничка его на сайте школы: публикация собственных разработок, проведение
мастер-классов, дистанционных конкурсов, блогов, общение с коллегами и учащимися.
Формирование устойчивой среды профессионального
общения, как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – необходимая
характеристика модернизации образования как системы. Интернет, в этой связи,
вполне справедливо рассматривать не только как базу данных, информационное
хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Существующие
интернет-технологии позволяют учителю оперативно получать необходимую
информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и,
что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством технологии
Вики-Вики, электронной почты, web - конференции, форумов, блогов и чатов. Таким
образом, создание виртуальных педагогических объединений обусловлено самим
процессом внедрения новых информационных технологий в систему образования.
Чем активнее каждый педагог будет работать в сети,
чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по пути
создания единого педагогического информационно-коммуникативного пространства.
Это самая реальная точка роста модернизируемого общества России на современном
этапе.
- Вылегжанина И.В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» - Киров, КИПК и ПРО, №4, 2007
- Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение – М.: ПЕР СЭ, 2006.
- Цирульников А. «Сетевое образование: контуры новой парадигмы» // Газета "Первое сентября", Издательский дом "Первое сентября", № 02, 2002
- Зоткин, А. Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования / А. Зоткин, Н. Егерева //Народное образование.- 2007.-№1.
- http://letopisi.ru
- http://novobr.org/blogs/tag
- http://vio.uchim.info
- http://www.georo.ru
- http://www.deti-66.ru
- http://www.it-n.ru
- http://www.k-yroky.ru
- http://www.minobr.org
- http://www.mir-konkursov.ru
- http://www.openclass.ru
- http://pedsovet.org
- http://www.prodlenka.org
- http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru
- http://www.zavuch.info