Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Поиск

Погода

Воскресенье, 22.12.2024, 23:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя географии
Главная | Регистрация | Вход
Сетевое профессиональное взаимодействие учителей и школьников


     Одно из направлений модернизации системы образования – улучшение качества подготовки педагогических кадров. В условиях современной школы наряду с глубокими знаниями в области педагогики, психологии и преподаваемого предмета учителя должны обязательно овладевать современной информационной культурой. Перспективным средством формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей является организация работы в Интернете в форме сетевого взаимодействия педагогов. Участниками сетевого взаимодействия могут быть педагоги, учащиеся, родители и др. субъекты педагогического процесса.

    Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.

Сегодня мы наблюдаем активное использование социальных сетей в обучении школьников и повышении квалификации педагогов (программные сервисы, площадки для взаимодействия людей в группах). Этому способствуют потенциальные возможности, которые позволяют любому желающему создавать свое интернет-сообщество, вступать в уже существующие. Социальные сети имеют инструменты для поиска единомышленников, установления контактов, обмена информацией – текстами, фото, видео и т.д. Число педагогов, активных участников сетевых образовательных сообществ  растет, поскольку именно в сетевом  профессиональном взаимодействии актуализируется потенциал среды. Образовательная деятельность в сетевых образовательных сообществах носит рефлексивный характер, целью и конечным результатом которой является овладение способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые входят в интеллектуальный аппарат личности и применяются в процессе самостоятельных поисков и открытий. В современном образовании уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации являются определяющим при оценке качества обучения. Поэтому повышение качества образования, адекватное современным требованиям, зафиксированным в ФГОС-2, рассматривается в контексте проектной сетевой деятельности педагогов и обучающихся. Деятельность в открытых образовательных сообществах позволяет педагогам и школьникам реализовывать свои потребности:

- в сотрудничестве, находя единомышленников;

- в аффилитации, т.к. есть возможность найти референтноую группу, принять ее ценности, определить свое место в данной группе;

- в самоутверждении через разнообразную деятельность;

- в коммуникации, т.к. социальные сервисы обладают интерактивностью.

    В образовательном сообществе учитель или группа учителей (учителя часто разделены пространством, находясь в разных школах, регионах) могут инициировать свой сетевой проект, тренинг, семинар  или принять участие в предлагаемых. Такой подход позволяет опытным участникам реализовать задуманное, а новичкам получить опыт обучения в сотрудничестве в социальной сети.

    Взаимодействуя в сетевых образовательных сообществах, учителя-предметники не просто знакомятся, а осваивают новые обучающие среды, механизмы создания таких сред и осознают, воспринимают, педагогическую целесообразность, возможности для обучения. В результате меняется структура учебного информационного взаимодействия. В проектной сетевой деятельности такое взаимодействие принимает поливариантный характер, где на ряду с вертикальными отношениями «учитель – ученик» все большее значение придают горизонтальным коммуникационным связям «учитель – ученики», «ученик – группа учеников»,  «учитель – ученик». Обучение включается в контекст широкого социального взаимодействия, которое обогащено возможностями современных сервисов Интернет. К таким возможностям следует отнести гибкую организацию диалога, включение в дискуссии, организацию коммуникаций на основе не только текстов, но и материалов мультимедийного характера, средств обратной связи, организацию взаимодействия не только в виде обмена мнениями и фактами, но и совместной координации деятельности, сотрудничества, слияние усилий в достижении общих целей, расширение поля возможных взаимодействий.

    Особенности реализации взаимодействия в сетевой социальной среде таковы, что появляется возможность вести речь о создании специфической коммуникационной среды, собственного мира участников деятельности, где существуют условия самопрезентации и творческой реализации, проигрывания ролей и моделей реальности, свободного выбора и самоопределения, что позволяет повысить качество образования школьников.

    В настоящее время можно говорить о примерно двух десятках относительно успешных Интернет-площадках, являющихся, по сути, уже сложившимися сетевыми педагогическими сообществами. Эти проекты весьма серьезно различаются по стилю и методам работы, по целевым установкам, иногда – по аудитории...

    Особый интерес приобретает опыт работы сообществ портала «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), который отличается от аналогичных проектов как более широким охватом работников образования, так и изначальной ориентацией учительских сообществ на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе. На портале осуществляется активный обмен опытом, как между педагогами разных регионов России, так и вне; создаются механизмы открытой профессиональной экспертизы педагогического опыта учителя;  обеспечивается вхождение российских учителей и школ в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ.

    Проект «Открытый класс (http://www.openclass.ru/) создан Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети, ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования». Здесь можно найти ЦОРы; документы Министерства образования; планы-конспекты уроков коллег из других школ, городов и регионов; увидеть их мастер-классы; пройти дистанционное обучение, а так же представить к экспертизе свои материалы или просто поделиться своими наработками и конечно пообщаться в сообществе.

    Школьный портал «ПроШколу.ру» (http://www.proshkolu.ru/). Портал содержит большое количество информации предлагаемой педагогами разных уголков России в виде планов-конспектов уроков, внеклассных мероприятий. Здесь можно найти конкурсы для учеников и учителей; вступить в клубы по интересам и предметам; в разделе «библиотека» огромное количество информации научно-популярной, учебной, художественной; в разделе «источник знаний» размещены методические рекомендации для проведения различных мероприятий.  На странице своей школы (а также на своей личной странице) можно бесплатно размещать любые материалы. Можно знакомиться с авторами интересных материалов, учителями и учениками. Удобная система общения с функциями обмена новостями и файлами поможет быть в курсе всех интересных событий.

    Сайт К-уроку.ru учителям, школьникам, студентам, родителям(http://www.k-yroky.ru/) создан для помощи и обмена опытом, как молодым начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. У каждого педагога есть свои «изюминки», которыми он может не только поделиться с другими, обменяться материалами с коллегами, но и оставить комментарии к другим работам.

    Всероссийский интернет-педсовет Педсовет.org (http://pedsovet.org/). Предлагает: консультации, медиатеку (возможность публикации своих материалов), видео, форумы, блоги, семинары, конкурсы и многое другое. В разделе «календарь» можно найти все мероприятия, проводимые на портале и стать участником мероприятия или обсудить проблемы, возникающие в сообществе.

    Проект "Мир конкурсов" (http://www.mir-konkursov.ru/) является одним из лидеров в сфере организации и проведения дистанционных интеллектуальных и творческих состязаний на территории России и стран ближнего зарубежья. Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие, как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Задания конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома. Победители и участники получают дипломы и грамоты для пополнения своего портфолио достижений. Все педагоги получат благодарности.

    Портал МИНОБР.ОРГ (http://www.minobr.org/) это: множество разнообразных конкурсов для школьников от начальных классов до старшеклассников, всероссийские дистанционные олимпиады по предметам, марафоны, фестивали; возможность для педагога стать организатором всероссийского мероприятия, возможность родителям и школьникам получить советы психолога, педагога, узнать профессиональное мнение по тому или иному вопросу. Возможность выиграть грант на обучение в ВУЗе.

    Портал Завуч.Инфо (http://www.zavuch.info/) предоставляет возможность публикаций материалов, доступ в методическую библиотеку, форум, педагогическую ярмарку, телеканал, сообщества педагогов.

    Дети-66.ру. Портал предназначен для детей, родителей и педагогов. Здесь обсуждаются вопросы воспитания, образования и творчества детей.

   Продленка. Целью портала является информационная поддержка и возможность педагогам обмениваться опытом, размещать свои материалы, разработки, статьи, творческие «порывы», школьникам – повышать свой уровень знаний, участвуя во всероссийских конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, размещать свои творческие и исследовательские работы, родителям – узнать много нового и полезного для воспитания своих детей

    Педагогические сообщества развиваются в социальных сетях, например группы вконтакте (vkontakte.ru), где происходит общение, обмен материалами не  только с коллегами, но и учащимися и их родителями. Активности сетевого взаимодействия способствует сайт педагога или страничка его на сайте школы: публикация собственных разработок, проведение мастер-классов, дистанционных конкурсов, блогов, общение с коллегами и учащимися.

    Формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – необходимая характеристика модернизации образования как системы. Интернет, в этой связи, вполне справедливо рассматривать не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Существующие интернет-технологии позволяют учителю оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством технологии Вики-Вики, электронной почты, web - конференции, форумов, блогов и чатов. Таким образом, создание виртуальных педагогических объединений обусловлено самим процессом внедрения новых информационных технологий в систему образования.

    Чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по пути создания единого педагогического информационно-коммуникативного пространства. Это самая реальная точка роста модернизируемого общества России на современном этапе.

 Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Вылегжанина И.В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» - Киров, КИПК и ПРО, №4, 2007
  2. Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение – М.: ПЕР СЭ, 2006.
  3. Цирульников А. «Сетевое образование: контуры новой парадигмы» // Газета "Первое сентября", Издательский дом "Первое сентября", № 02, 2002
  4. Зоткин, А. Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования / А. Зоткин, Н. Егерева //Народное образование.- 2007.-№1.
  5. http://letopisi.ru
  6. http://novobr.org/blogs/tag
  7. http://vio.uchim.info
  8. http://www.georo.ru
  9. http://www.deti-66.ru
  10. http://www.it-n.ru
  11. http://www.k-yroky.ru
  12. http://www.minobr.org
  13. http://www.mir-konkursov.ru
  14. http://www.openclass.ru
  15. http://pedsovet.org
  16. http://www.prodlenka.org
  17. http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru
  18. http://www.zavuch.info


Copyright MyCorp © 2024